понедельник, 17 сентября 2012 г.

Вторая кожа...



С самого рождения мы стремимся проявить свою уникальность. Присущее человеку стремление самовыражаться проявляется уже в первом его крике. Моя знакомая рассказывала, что когда у нее родилась дочь, она сразу поняла, что та станет певицей. В последствии так и случилось.
Самовыражение – это то, как мы изображаем свои чувства, мысли, представления о том, кто мы есть или кем мы стремимся быть. Это не только уникальный, лишь нам присущий способ взаимодействия с миром. Это также то единственное, что можем делать только мы. А чтобы понять, для чего же мы родились, нам нужно познать свой внутренний мир.
Внутренний мир есть у каждого, и он не похож ни на чей другой. Все мы отличаемся друг от друга. Стремясь подтолкнуть нас к нашей природе, родители в детстве подмечают наши интересы, то, к чему мы стремимся и интуитивно тянемся. Когда мы подходим к подростковому возрасту, нам уже задают вопрос: «Кем ты хочешь стать? Чем ты будешь заниматься в своей жизни? Чему ты собираешься ее посвятить?». В юношестве мы сталкивается с вопросами самоопределения, и сами уже задаем себе вопрос: «Кто я?», «Зачем я пришел в этот мир?».
Сейчас же, будучи уже взрослыми, мы мало задумывается о том, кто мы и благодаря чему движемся. Мы несемся куда-то и забываем, что мы живы. А ведь самовыражение – это не статичный процесс. И если оно появляется с первым нашим криком, то и заканчивается с последним выдохом. А когда мы вдруг об этом забываем, то умираем, так и не прожив свой век до конца. Умираем душевно, внутренне, часто не замечая, как в нашей жизни совершаются подмены и рождаются фальшивые ценности. Другими словами, мы теряем себя.
Сознание и бессознательное
Очень трудно удержаться на сознательном плаву жизни. Практически вся наша жизнь погружена в бессознательное. В ту часть нашей психики, которая не видна. Как огромная часть айсберга, спрятанная под водой. А ведь именно эта его часть движет нами. Мы же, зачастую, можем видеть и осознавать свою жизнь лишь небольшим кусочком, который поднимается над водой. Все, что происходит в сознании, откладывается в нашем бессознательном, и наоборот. Вместе наше сознание и наше бессознательное составляют единое целое. А как мы знаем, что для того, чтобы держаться вместе, нужно друг друга поддерживать. Так и эти части нашей психики помогают и поддерживают друг друга.
Так как большая часть наших инстинктов, стремлений и желаний нам неведома, то для равновесия, и подсказок их найти – очень много. Послания из бессознательного, иначе, нашего внутреннего мира, могут прийти к нам во снах или в виде каких-то обстоятельств и «происшествий» в нашей жизни. Так они подсказывают нам, на какие области в нашей жизни сейчас следует обратить особое внимание. Мы можем вдруг забыть слово или имя, хорошо нам известное, забыть о намерении что-либо сделать. К таким происшествиям относятся оговорки и описки, оставление вещей в неподходящих местах и невозможность их потом отыскать. Сюда относится также совершение ошибок вопреки великолепному знанию предмета и некоторые привычные жесты и движения. Эти «происшествия» всегда имеют значение и намерение. На них желательно обращать внимание и относиться к ним так же, как мы относимся к любой символической информации, выраженной в рисунках, картинах, коллажах, скульптурах, фантазиях, снах.
Язык одежды
Итак, мы подошли к тому, что наши неосознанные идеи являются нам во снах, картинах, рисунках, говоря с нами особым языком символов. На этом языке «говорит» творчество.
А как бессознательное проявляется в нашей обычной жизни, если вдруг наше предназначение не связано непосредственно с творчеством? Что, если мы не родились художником или скульптором? Значит ли это то, что наше подсознание молчит, и, в крайнем случае, выражается во снах и спонтанных рисуночках во время длительной телефонной беседы? Оказывается, что нет. Более того, но и друг с другом мы все время общаемся при помощи символов. Бессознательное каждого из нас постоянно передает и получает какую-то информацию.
Это происходит потому, что одним из условий гармоничного развития человека является общение с себе подобными. Мы не можем жить в изоляции. Нам нужны другие люди. И поэтому, осознаем мы это или нет, но постоянно стремимся к общению, к другим людям, окружающим нас. То есть мы стремимся к взаимодействию. Нам постоянно нужны живые существа. Мы не сможем вступить в коммуникацию с восковой куклой, это не вызовет реакций и будет лишено смысла. Мы оказываем влияние на другого человека, а то, что он делает, оказывает влияние на вас.
Коммуникация включает в себя сообщения, которые передаются от одного человека к другому. Мы общаемся при с помощи слов, оттенков своего голоса; при помощи своего тела, поз, жестов и выражения лица. Мы не можем не общаться. Какое - то сообщение передается, даже если мы ничего не говорим и сохраняем молчание.
А как еще мы можем привлечь внимание другого человека, а он, в свою очередь, наше? Ну, конечно, же, при помощи одежды.
Впечатление о человеке складывается в первые 20 секунд общения. Дальше это впечатление только подтверждается. Причем человек бессознательно начинает сам искать подтверждение уже сложившемуся мнению. Наш внешний вид является нашей визитной карточкой. Недаром говорят, что по одежке встречают. 85% людей основывают свое первое впечатление о человеке по оценке его внешности. В составляющие нашего облика в глазах другого человека входят наша походка, поза, осанка, что и как мы говорим, наше отношение к миру, наше отношение к собеседнику и, конечно же, наша одежда.
Мы привыкли относиться к одежде с точки зрения ее уместности в том или ином месте. С точки зрения стиля, качества и цены, моды и многого другого. Наше сознание в отношении одежды направлено в сторону того, насколько правильно она подобрана, украшает ли она нас, подчеркивает ли она наш статус и принадлежность к той или иной прослойке общества. При помощи одежды молоденькая девушка может превратить себя во взрослую женщину, сигналя нам о том, что к ней уже нужно относиться серьезно. А какая-нибудь миниатюрная женщина, годящаяся ей в мамы, будет настойчиво покупать одежду в подростковых отделах, стремясь подольше удержаться в мире молодости. Смена одежды приводит к изменению манеры поведения, отношения к себе, и наоборот. Одежда формирует первое впечатление о человеке. Она говорит внимательному наблюдателю не только о характере, темпераменте, состоянии его владельца и о его настроении. Это еще и своего рода сигнально-знаковая система. Одежда может рассказать о том, что мы ощущаем, и передать посредством себя какие-то наши эмоции и чувства. Язык одежды воспринимается наряду с другими сигналами невербального общения: жестами, взглядами, мимикой.
Интимный альянс
Когда мы на кого-нибудь смотрим, то, прежде всего, отмечаем его внешний вид. И, поэтому, давайте сегодня посмотрим на нашу одежду, как на источник информации. Почему мы приобретаем и носим те или иные вещи? О чем говорит наша одежда? И что мы этим хотим сказать миру?
Но, для начала, давайте вспомним, откуда одежда берется. И откуда такое многообразие ее вариантов. Если уж мы решили прикрывать свое тело, то не все ли равно, чем и как? Оказывается, что нет. И это важно двум сторонам в этом процессе одевания. Одежда – это связующее звено. Кто-то эту одежду создает. И мы даже знаем, кто: модельеры, дизайнеры, то есть художники своего дела. Кто-то же ее носит.
Когда то или иное направление в одежде становится модным, мы зачастую не задумываемся о том, что это создал какой-то человек. Что к нему пришло вдохновение, а тем более, почему он создал именно этот образ. Те люди, которые создают одежду, не могут этого не делать. Так же, как и любой другой человек, они реализуются и выражаются при помощи того, что близко им. Художники-модельеры выражают свой внутренний мир, создавая одежду. Так получается, что это особый вид творчества, и его произведения буквально прикасаются к нам. Где, как не здесь, так уместен пример такого близкого контакта, как фраза «кожа к коже». Одежда является связующим звеном между художником и потребителем.
Когда художник-модельер творит что-то, он выражает свой внутренний мир не буквально, а тонко, намеком, без слов. Как бы загадывая нам загадку. И это всегда большой риск. Ведь, когда покупают и потом носят одежду, созданную им, люди по ту сторону, таким образом, говорят: да, я понимаю тебя; и я такой же; ты мне нравишься. Самым таинственным образом переплетаются и общаются между собой бессознательные миры дизайнера и клиента. Это какой-то интимный альянс, идущий по подиуму жизни.
Что под одеждой?
Но, прежде всего, одежда – это символ. Она ничем не отличается от картины, которую пишет художник, от скульптуры, которую лепит скульптор. От музыки, созданной композитором. От снов, которые нам снятся. Когда дизайнер создает свою одежду, а тем более коллекцию, даже если он этого не осознает, он всегда этим что-то говорит миру. А если пойти глубже, то посредством реализации своей одежды, он ищет близких ему по духу людей. Ведь, когда он это создает, мысленно он примеряет эти наряды. А в будущем хочет, чтобы другие людей их одели, и прочувствовали на себе то, что в одежду вкладывал автор. Это похоже на занятия по арт-психологии, когда можно из каких-то материалов создать образ чего-то на заданную или свободную тему. При этом психолог здесь похож на дизайнера, который несет в себе замысел коллекции. Только ее создание отводится участникам процесса. Последующая миссия психолога – содействовать пониманию участниками глубинного смысла, заключенного в материале. И когда требуется, он помогает им увидеть те особенности их художественной работы, которые раньше для них оставались незаметными. Самое важное, чтобы человек научился их видеть. А также осознавать, что для него означает тот или иной символ. Здесь творчество используется непосредственно для познания своего внутреннего мира. Вариантов исполнения процесса множество. Но, так или иначе, это очень похоже на то, что все люди используют практически каждый день: создают, приобретают и носят на себе какие-то символы – свою одежду.
Увлекательно и интересно исследовать и понаблюдать, что говорит нам та или иная вещь в нашем гардеробе. Очень важным нюансом во всем этом процессе является не только то, на что наша одежда может быть похожа и где применена, а и то, как мы себя чувствуем, одевая ту или иную вещь. Можно попытаться прислушаться к себе и понять, что мы хотим сказать миру, когда выходим одетыми именно так. Так или иначе, при всем многообразии вещей в нашем гардеробе, мы можем явно увидеть, что то, как мы одеваемся и формируем свой облик, то, как презентуем себя миру, отличается от всех остальных людей, даже если мы покупаем вещи на базаре, а не у известных кутюрье.

Первая примерка.
Давайте поучимся понимать символическую речь нашей одежды на примере работы участницы тренинга.


Эта девушка принимала участие в тренинге, посвященном любви. Она говорит, что раньше всегда хотела, чтобы любили ее, а сейчас ей важнее любить самой. Но что означает – любить? Это, прежде всего, чувствовать, открыться. Многие хотят, ждут, ищут любви. Но открыться этому чувству – это всегда риск. А вдруг ударят, тем более, если опыт уже был. Поэтому, к сожалению, многие люди от любви защищаются. Осознать этот механизм и позволить любви войти в нашу жизнь, было предложено сделать при помощи создания костюма.
Так как важная информация часто скрывается в нашем бессознательном, то и достать ее можно, зачастую, только при помощи символов. Поэтому предложено было создать такую одежду, которая бы защищала нас от любви и чтобы больше это прочувствовать – одеть ее. Это важно для понимания того, почему наряду с желанием любить и быть любимыми, многие из нас не впускают любовь в свою жизнь. И этот костюм, который создала девушка, также символически защищал ее от любви. В процессе очень важно, что участники говорят и думают о своих работах. Девушка говорит, что создала такой костюм, чтобы бросаться в глаза. И получается, что защищается она от любви тем, что в первую очередь бросается в глаза. Но первое, что бросается нам в глаза – это не совсем то, что есть на самом деле, говорит она. Она носит этот костюм, чтобы привлечь яркостью, красотой и этим отвлечь внимание от главного. «Я прячусь, но так, что привлекаю своей красотой и яркостью». В этом костюме есть своего рода ключик - шнурочек, за который можно потянуть и развязать платье. Но эта миссия для другого человека, в данном случае, когда мы говорим о любви, возможно, это место для мужчины.
Девушка говорит, что защищается от любви яркой одеждой. Важно обратить внимание на те области тела, которые открыты и скрыты под одеждой. Девушка прикрыла всю спину розовой накидкой. Розовый цвет часто связывают с чувственностью, эмоциональными проявлениями и непосредственностью. Также он может говорить о повышенной уязвимости, застенчивости и потребности в заботе со стороны окружающих. В данном случае обе эти интерпретации имеют место. Мы можем увидеть, что сердце ее открыто и незащищено. Это явно показано в костюме – на месте грудной клетки «одежда» отсутствует. Накидка, которая оказалась на спине, выглядит, как будто бы ее откинули назад, усиливая, таким образом, ощущение открытости и привлечения внимания к голому, незащищенному месту. А само присутствие накидки, как части костюма, говорит о том, что она чувствует потребность в определенном тыле и защите. Даже в виде символов девушка очень аккуратно и осторожно указывает на ту область, которая для нее важна в отношениях. Это область сердца и чувств.
Теперь, давайте, обратим внимание на область бедер в этом наряде. Это область тщательно прикрыта. Но чем? Яркой «одеждой». В самом начале говорилось, что назначение костюма – бросаться в глаза. И что девушка защищается от любви тем, что в первую очередь бросается в глаза. Как же это происходит? Это область связана с сексуальностью и подтверждает, что, зачастую, если мы говорим о любви, то подразумеваем секс и сексуальность. И такое подчеркивание и обличение в яркие цвета этой области может говорить о том, что шанс найти любовь в нашем мире часто зависит от того, насколько сексуальным и сексапильным ты выглядишь. С другой же стороны, для сердца и области чувств очень безопасно предъявлять только свою сексуальность. И это подтверждается автором костюма, который говорит, что носит его, чтобы отвлечь от главного. От того, что, на самом деле, она хочет любить. И что сердце ее открыто и незащищено. С еще одной стороны рассматривая костюм его можно понять и буквально: что девушка прикрыла все, что для нее не является самым важным. В частности, чтобы за любовь не выдавалось что-нибудь иное, и секс не занял территорию чувств, автор тщательно закрыла область бедер. Здесь мы можем видеть небольшой конфликт. Это также подтверждает символика желтого цвета. Наряду с тем, что желтый цвет выражает живость, окрыленность надеждой и ожидание счастья, он также может отражать потребность в разрешении конфликта. Со спины бедра «одеты в одежду» зеленого цвета. Зеленый цвет приятен большинству людей. С ним связываются представления о гармонии, так как считается, что в зеленом цвете происходит примирение противоположностей. В нашем случае это может означать желание автора объединить конфликтующие части в себе. Ведь разделять любовь и секс противоестественно. Когда мы вступаем в сексуальные отношения без любви, они быстро истощаются и перестают приносить нам радость. Когда же наше сердце открыто для чувств, то растворение друг в друге помогает нам постичь истинный смысл любви.
И последняя важная деталь – веревочки, которые сильно опутывают и одновременно защищают область бедер. Автор как бы запутывает нас, зрителей, и отвлекает внимание от главного. Обращает внимание на бедра, хотя сердце и чувства для него важней. С другой стороны – добраться, оголить область бедер будет непросто. Все тщательно опутано и закручено. Автор и сама признает, что вроде бы защищается от любви, а на самом деле привлекает. Привлечение внимания к области бедер говорит о страхе быть незамеченной, не имея внешней яркости. С другой стороны, чтобы этой яркостью не воспользовались без чувств – нужно сильно обмотать ее веревкой. Чем не пояс верности? И так все запутано и закручено, что без посторонней помощи не обойтись. Где он и кто, который поймет и освободит ее, найдет ключик - разгадку к этой тайне? На данный момент понять и разобраться в себе помогает ведущий процесс. А на что нам можно надеяться в повседневной жизни? Давайте использовать то, что всегда в нашем распоряжении. И не забывать, что мы постоянно что-то говорим нашей одеждой и внешним обликом в целом. И, поэтому, всегда есть шанс, что бессознательное другого человека может нас понять и откликнуться. Вот так и происходят непредвиденные встречи, загадочные симпатии и любовь с первого взгляда.
Последняя примерка.

         

Если вы сейчас влюблены или ищете любовь, посмотрите, как вы одеты…
Может, на самом деле, вы защищаетесь от любви так же, как этот молодой человек, создавший костюм-маску под названием «Кокон». Целью было посмотреть на себя со стороны и попытаться осознать те маски, которые мы носим. Увидеть, как мы на самом деле себя в них чувствуем и какой в них видим мир. Первоначально привлекательная и с виду забавная маска, оказалась очень ограничивающей и некомфортной. Оказалось, что в ней автор не может свободно дышать и двигаться. Со временем от дыхания она запотела, и он перестал что-либо видеть. И вскоре оказалось, что в ней невозможно дышать. Ко всему прочему, выбраться из нее автор смог только с посторонней помощью. И все это – язык метафор, сравнений, такой близкий и привычный для арт-психологии. С его помощью просто и доступно можно сказать о тех вещах, о которых, порой, даже сложно подумать.
А что же, если мы не посещаем тренинги, не являемся художниками и не связаны с творчеством в своей профессии? Как нам познавать себя, свой внутренний мир и мир окружающих нас людей посредством творчества? Очень просто. Посмотрите в зеркало и спросить у себя, что вы видите. Что говорит мне моя одежда и мой образ? На что это похоже? И если вы вдруг увидели, что черный для вас – это сейчас не во время, а вечером будет как раз в пору, то измените это. Изменение имиджа не только меняет нас внешне. Меняются внутренний мир, ощущение себя. И тогда выходишь на улицу, и, кажется, что весь мир в этот момент смотрит только на нас и восхищается нами. А может, и не кажется?
Скрытые смыслы, которые лежат за тем, как мы одеты, за тем как мы одеваем других людей, невероятно важны. Но я не призываю дизайнеров стать психотехнологами. Хватит того, что наши души кроят и перекраивают политтехнологи и рекламисты.
Достаточно понимать, что мы создаем нечто большее, чем просто одежду. И когда мы вкладываем в нее свою душу, это может раскрыть души тех, кого мы одеваем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий