"Взрослые думают, что дети - это маленькие папы.."
мальчик, 8 лет
Когда-то мы с вами были детьми, а сейчас, быть может, стали
родителями и уже сами воспитываем детей. Тем не менее, вряд ли мы можем с уверенностью сказать, что действительно
понимаем их. Кто он – ребенок, который приходит к нам? К сожалению, мы,
взрослые, зачастую, имеем такое
отношение к ребенку, когда ребенок – для взрослого. И часто хорош или плох он
настолько, насколько он взрослому удобен.
К ребенку же надо идти, а не его тащить куда-то. Не «увеличивать
ребенка», а «уменьшаться самому».
Можем ли мы представить, какие жизненные ситуации чаще всего
вызывают детскую тревогу, страх, стыд, чувство одиночества, страдания, и
наоборот, радость и счастье? Маленькие
дети перед нами беззащитны и не возлагают
вину за свои проблемы на родителей или на окружающий их мир. В этих ситуациях дети считают, что они самые
плохие, что они делают что-то неправильно, что у них недостаточно приятная
внешность или они недостаточно нарядны. И, тем не менее, на каком-то уровне у
них существует сильное желание выстоять и преодолеть это. И еще существует
что-то присущее самой природе ребенка, что невозможно подавить.
Поэтому дети в какой-то степени сами защищают себя.
Некоторые из неприятной ситуации стремятся уйти. Другие, чтобы поддерживать
себя и сделать свою жизнь легче и уютнее, создают фантастические образы.
Некоторые играют, учатся, живут, как ни в чем не бывало, игнорируя свои
болезненные переживания. Некоторые защищаются, стремясь выделяться каким-то
образом; такие дети стараются привлечь к себе внимание и часто делают то, что больше всего не переносят
взрослые.
Дети делают все возможное, чтобы выстоять и преодолеть
трудности. Сталкиваясь с затруднениями, они выбирают такое поведение, которое,
с их точки зрения, может помочь им
преодолеть трудности. Они могут разговаривать очень мало или вообще не
разговаривать. Они могут опасаться всех и всего, а также отдельных вещей,
которые затрудняют их жизнь или жизнь значимых для них людей. Они могут
становиться необычно вежливыми и «хорошими». Они могут быть несносными в своих
приставаниях к взрослым. Они могут мочиться в постели, обнаруживать симптомы
астмы, аллергии, тики, боли в желудке, головные боли, подверженность несчастным
случаям. Поступки детей, с помощью которых они пытаются удовлетворить свои потребности,
бесконечно разнообразны.
Когда дети сталкиваются со своими личными проблемами и
внешним миром, они нуждаются в поддержке
и понимании. При этом они часто сооружают мир фантазий, потому что
обнаруживают, что в их реальном мире
им жить трудно. У детей бывает
множество фантастических представлений о событиях, которые в действительности
никогда не происходили. Тем не менее, они вполне реальны для них, но дети часто
скрывают их, что иногда приводит к необъяснимым поступкам. Такие образные
фантазии, реальные для ребенка, нередко способствуют возникновению чувства
тревоги и страха. Эти чувства должны проявиться, чтобы можно было с ними
работать и избавиться от них.
Обычно то, как ребенок размышляет и действует в своем
фантастическом мире, отражает его мышление и поведение в реальной жизни. Мы
можем заглянуть во внутренний мир
ребенка через его фантазии. Мы можем выяснить, что таится в нем или чего он
избегает, а также узнать, чего ожидать от него в будущем.
Часто дети стремятся рисовать места, отражающие чувства,
прямо противоположные тем, которые они испытывают в настоящее время.
Воображаемые сцены с замками и принцессами, рыцарями и красивыми убежищами в
горах обычны в этих случаях. Когда детям помогают рассказывать о чувствах,
представленных этими картинками, открывается дверь к выражению их
противоположных чувств.
Так как ребенку
обычно трудно выражать в словах свои проблемы и переживания, они
стремятся выразить их при помощи творчества, и
при помощи него делают это непосредственнее и живее. Дети легко
изображают важные переживания в рисунках и охотно их комментируют. Для ребенка
рисунок – это шанс выразить насущные проблемы и переживания.
При этом предметы внешнего мира наделяются чувствами:
деревья могут плакать, игрушки – говорить. Детские фантазии часто вызывают у
пап и мам замешательство и опасения. Чтобы понять ребенка, необходимо верить в то, что любые выражения
его чувств имеют смысл. Активно наблюдайте, слушайте, воспринимайте слова и
поступки ребенка. Внимательно относитесь к текущей ситуации, в которой он находится. Предположите, что ваш ребенок
может чувствовать и воспринимать окружающий мир совсем иначе, чем вы. Дайте ему
понять, что его слушают, что он есть. Дети не всегда четко представляют себе
свою жизнь, собственные чувства и переживания. Иногда они сдерживают себя и
очень боятся выражать свои чувства. Иногда они не готовы к этому. Иногда вдруг
оказывается, что при рисовании они
готовы излить свои самые сокровенные чувства, только рассказывают
они об этом при помощи символов и
образов. Они выражают то, в чем они испытывают потребность, то, чего они хотят,
но в своей собственной манере.
В разговоре с ребенком лучше спросить «что это?», а не
«почему?». Он еще долго не сможет объяснять причины. Но он расскажет о рисунке
так, что и его мотивы станут вам понятны.
Дети очень любят рисовать. Умение что-то изображать, творить
– одна из форм независимости. Благодаря изображению ребенок ближе знакомится с
собой и одновременно переосмысливает события. Каждый рисунок показывает,
где именно, в каком месте своего
внутреннего пространства он сейчас
находится.
Вот рисунок одного 6-летнего мальчика. Он назвал его
«Космическое яблоко» и рассказал такую историю:
«Раньше, когда были инопланетяне, были такие яблоки. Тогда
не было зерен, чтобы выращивать одноцветные яблоки. Но это яблоко даже там было
самое разноцветное, потому что остальные яблоки были двуцветные:
оранжево-голубые. Это яблоко вырастил инопланетянин, слуга одного сильного
главного короля. Король подумал, что оно дает силу. Выследил и украл яблоко.
Потом съел его, а ничего не произошло. Яблоко было древнее, и в нем успели
завестись червяки. Король отравился, заболел и умер. А слуга стал королем.
Вообще слуга сделан из каких-то маленьких молекул и поэтому он отличается от
всех людей разумом, идеями и домом. Все люди думают только о себе, а он только
о других и лишь немного о себе. Дом у него типа отдельного шара, а у остальных
дома почти как у людей. Нос у него длинный, ноги короткие, руки длинные. У всех
других одна идея – стать самым главным, а слуга же хотел всех бедняков сделать
богачами. Он с планеты Юпитер. Асфальта там совсем нет, а земля светло-красная.
Семьи у него нет. Только дочка, такая
же, как он. Жена умерла. Король его сразу невзлюбил: он какой-то не такой был,
и убил всю его семью. Когда же он был слугой
у короля, он ничего не делал. Просто другие слуги были глупые и делали
все за него. Король ничего не знал. Просто слуга так хотел разбогатеть, чтобы в
будущем иметь много золотых монет, чтобы все раздать людям».
Вообще выбор материала имеет большое значение. Он указывает
на области конфликтов и на степень готовности к эмоциональному самовыражению.
Фломастеры же допускают во время
рисования сильный контроль. Ими можно провести линии с более четкими контурами
и границами. Соответственно они могут стать для ребенка поддержкой в процессе
развития сюжета.
Следующим важным моментом является ваше первое впечатление
от рисунка. Попытайтесь прислушаться к себе и понять, какое чувство передает
рисунок? Картина или рисунок всегда передают настроение. Важно уловить самое
первое, спонтанное впечатление и, если это возможно, постараться выразить его
одним словом, например, «счастье», «печаль», «любовь», «страх», «несвобода»,
«радость». Можно также спросить ребенка, какие чувства он испытывал, когда
рисовал, или что он ощущает, глядя на рисунок.
Моими первыми ощущениями
от рисунка были одиночество и
чувство оторванности. Мне это яблоко показалось похожим на сердце,
которое расколото на множество осколков разного цвета. Красная часть яблока у
меня ассоциируется с жизнью и, если говорить о сердце, то с живой его частью.
Сине-фиолетовый кусок вызывает ощущение замороженности и омертвелости, тем
более, что именно на границе с ним есть куски черного цвета. Точечки черного цвета, возможно, следы от червей. Они
находятся возле черных мест, сгнивших, что может указывать на тенденцию к поражению других участков яблока. Явно
видно, что в яблоке начались процессы гниения. Черный цвет граничит с уже не
имеющим вкуса синим, синий в свою
очередь убивает сочность красного, постепенно превращая его в оранжевый.
Ребенок отчаянно пытался заштриховать оранжевую часть красным фломастером, так
и не сделав это до конца. У меня это вызывает ощущение больших душевных усилий
ребенка поддерживать в себе жизнь.
Чтобы лучше понять рисунок, важно выяснять, почему некоторые
объекты нарисованы необычно и выглядят странно. Например, часы с буквами вместо
цифр, машина, летящая в небе, трехрукий человек, или собака с пятью ногами.
Представление объекта в таком необычном виде часто указывает на наличие
специфической проблемной области, о существовании которой ребенок может знать
или не знать, но в любом случае требующей раскрытия. Рассматривая этот рисунок,
у меня возник ряд вопросов: где дерево,
с которого это яблоко? Плодом чего оно является? Куда оно упало? А, может, оно
зависло в космосе также, как зависают нерешенные жизненные ситуации? Важно также то, что мальчик нарисовал яблоко
на весь лист. Что он нам хочет этим сказать? Может быть то, что он
совсем одинок?
В нашем случае,
кроме самого рисунка, есть
рассказ мальчика о его работе, который меня удивил. Ребенок разворачивает перед нами очень сложный и
богатый персонажами сюжет, хотя на рисунке нарисовано только яблоко.
Исследование рисунка с точки зрения недостающих или пропущенных объектов имеет
большое значение для его автора. Они могут обозначать то, чего недостает ему в
жизни. Давайте вместе попытаемся понять,
кто или что так необходимы ребенку?
Мальчик начинает свой рассказ с того, что вводит фигуру инопланетянина, существа с
другой планеты. Похоже, что это существо чувствует себя очень одиноким.
Возможно, так же, как изображено это
космическое яблоко - кроме него на
рисунке ничего нет. Ребенок говорит, что он – инопланетянин с другой планеты,
где нет одноцветных яблок: «Тогда не было зерен, чтобы выращивать
одноцветные яблоки». Я услышала интонации сожаления и оправдания в этой фразе, и у меня
закралось предположение, что мальчик тоскует за общностью, единением и
гармонией, которые могли бы символизироваться, например, каким-нибудь
одноцветным яблоком. Где в реальной жизни маленький ребенок может
получить такие переживания? На мой взгляд, только в семье. Для ребенка его
семья является первичной средой, первым опытом взаимодействия с окружающим
миром. Поэтому дети очень часто явно или неявно на своих рисунках изображают
то, что происходит в их семьях и то, что
в связи с этим они переживают. Попутно,
ребенок объясняет, что взяться одноцветному яблоку было неоткуда, так
как тогда не было таких зерен – не было ничего, из чего могла бы возникнуть эта
общность и единение в семье. Дальше ребенок усугубляет ситуацию тем, что
выделяет это яблоко из всех разноцветных яблок: «Но это яблоко даже там было
самое разноцветное, потому что остальные яблоки были двуцветные:
оранжево-голубые». Оранжевый и
голубой цвета можно рассматривать, как ослабленные красный и синий
соответственно. Наряду с другими значениями, красный цвет символизирует мужское
начало, а синий - женское. Говоря символическим языком, ребенок указывает нам
на то, что такие «космические» яблоки являются плодом непростых отношений между
родителями. По рассказу можно
предположить, что самым гармоничным было бы одноцветное яблоко, хуже,
когда оно двуцветное. Яблоко же этого ребенка «даже там было самое разноцветное». Психика мальчика защищается: он называет свое
яблоко самым разноцветным, в смысле самого красивого. На самом деле, мы можем
видеть, как это яблоко расколото на многие кусочки разного, в том числе, и
черного цвета, а некоторые кусочки уже подъедены червями.
Яблоко вырастил инопланетянин. Яблоко с одной стороны
является символом самого мальчика и его душевных переживаний. С другой стороны
– это также и символ тех взаимоотношений, которые складываются в его семье. «Это
яблоко вырастил инопланетянин» - ребенок видит и чувствует, что
происходит в его семье. В реальной жизненной ситуации его родители
действительно имеют сложные взаимоотношения. Яблоко «древнее» – значит
проблема не сегодняшняя. Самый главный и сильный король - это отец ребенка. Мальчик же какое-то время
был его слугой. «Король подумал, что оно дает силу» - и действительно, 6-летнему ребенку необходимо иметь достаточно
большую внутреннюю силу, чтобы жить и осознавать все то, что происходит у него
перед глазами. Но эта сила вынужденная, мнимая, натужная, больше похожая на
усилия. Такой маленький ребенок не может
и не должен с этим справляться. То, что король украл яблоко и съел его, говорит
о том, что бессознательное отца все «съедает» и не хочет разрешать сложившуюся
ситуацию, тем самым не желая участвовать
в жизни своего ребенка. В итоге он травится этим яблоком, теми червями, которые
давно уже завелись в их семье. Заболевает и умирает. Умирает душевно, психологически,
как человек, родитель, активно участвующий в жизни и судьбе своего ребенка. В
последствии мальчик подтверждает, что его папа ничем не интересуется и что ему все безразлично. Так как психологически
отец мальчика умер, ребенку ничего не остается,
как становиться самим себе папой и
старшим мужчиной в семье: «А слуга стал королем. Вообще слуга сделан
из каких-то маленьких молекул и поэтому он отличается от всех людей разумом,
идеями и домом». К сожалению, ситуация, в которой детям приходится
самим себе становиться родителями, очень распространенная. Маленькие дети
оказываются вынужденными заботиться о себе сами – справляться со своими
чувствами, опасениями, страхами, несбывшимися мечтами и надеждами, быть себе
мамами и папами. Разве это возможно? «Все люди думают только о себе, а он только
о других и лишь немного о себе», - трудно заботиться о себе, когда ты
такой кроха. В таком маленьком
возрасте мальчик оказывается без опоры с мужской стороны: «Он с планеты Юпитер. Асфальта
там совсем нет, а земля светло-красная».
Светло-красная земля - это материнский символ. Опора для
мальчика – материнская фигура, которая, естественно, ослаблена в данной семье.
«Семьи у него нет. Только дочка, такая
же, как он. Жена умерла» - ребенок прямо говорит, что семьи у него нет.
Здесь мы также можем видеть, как мальчик замещает фигуру
отца, у которого жена умерла (психологическое состояние его матери из-за сложных взаимоотношений в семье). Как
следствие этого, ребенок стремится свою маму удочерить, пригреть, поддержать,
как малое дитя, «дочку». В итоге, ребенок вынужден поддерживать не только себя,
но и свою маму, «такую же, как он», переживания которой ему небезразличны. Таким
образам, ребенок нам показывает, что пострадавших в этой ситуации, как минимум
двое – он и его мама. Напоследок мальчик говорит о том, что в будущем хочет
иметь много золотых монет, что еще раз подтверждает озабоченность маленького
ребенка взрослыми проблемами.
Что же делать с этими рисунками, с этими историями? Прежде
всего, понять, что рисунки и рассказы наших детей – это для них шанс поделиться своими чувствами
и ощущениями. Ребенок может поделиться
впечатлениями о самом рисунке, описывая картинку присущим ему образом. В
результате он начинает лучше осознавать
себя.
Самопознание ребенка может стать глубже благодаря обсуждению
вопросов, относящихся к разным частям
картинки, если попытаться описать формы, цвета, образы, предметы, людей.
Можно попросить ребенка описать картинку так, как будто
картинкой является он сам, с использованием слова «Я». Можно наблюдать за внешними проявлениями поведения:
особенностями оттенка голоса ребенка, положением тела, выражением лица,
жестами, дыханием, паузами. Молчание, например, может означать контроль, обдумывание,
припоминание, тревогу, страх или осознание чего-либо.
Можно спросить: « Ты когда- нибудь испытывал что-нибудь
похожее?», «Ты когда-нибудь делаешь это?», «Относится ли это каким-либо образом
к твоей жизни?». Подобные вопросы можно задавать в самой разнообразной форме. Но желательно делать это осторожно и мягко. Можно
попросить ребенка дать название рисунку, это будет побуждать его осознавать
нарисованное им. Можно, например, спросить: «Ты когда-нибудь чувствуешь себя
подобным образом?» в ответ на рассказ о яблоке, которое упало с дерева и
умирает. А на историю о медвежонке,
который ищет свою настоящую маму-медведицу,
спросить: « Можно ли это
применить к тебе, к твоей реальной жизни?». Подобные вопросы приводят к тому,
что ребенок начинает более ясно видеть и осознавать то, что он выражает в
творчестве. Так мы можем ускорить
желательные изменения в поведении и
мироощущении ребенка, что может улучшить его жизнь.
Поэтому, давайте
содействовать гармоничному развитию ребенка и для начала дадим ему шанс
высказаться на своем «юпитерианском» языке. Пусть больше рисует, лепит,
фантазирует. И постараемся вспомнить его язык, ведь когда-то и мы его знали… Это облегчит нашему пришельцу,
нашему маленькому брату по разуму
наладить контакт с непростым взрослым
миром.
Комментариев нет:
Отправить комментарий